История создания всемирно известного бренда Chupa Chups
Краткое описание
Испанский бренд Chupa Chups сегодня известен по всему миру. А ведь началось все с маленького самодельного станка для производства леденцов, в которую вставлялась вилка.
Кто не знает, что такое Чупа-Чупс? Этот леденец на палочке родом из Испании покорил сердца миллионов детей и взрослых и не теряет свою популярность уже много лет. В чем же секрет такого успеха предприятия? Всегда ли оно было таким успешным, и кто способствовал его популярности?
Chupa Chups родился в Испании и уже через пять лет после утверждения первого логотипа его успешно продавали более, чем в трехстах тысяч магазинах. Немного интересных фактов и цифр:
- Сегодня оборот «чупика» превышает пятьсот миллионов евро.
- Количество продаваемых единиц в год достигает четыре миллиарда.
- Сто пятьдесят стран в мире продают известные леденцы.
- В 1997 году сам король Испании Хуан Карлос I де Бурбон участвовал в праздновании тысячи миллионов конфет на палочке, которые были произведены в РФ.
- В том же году бренд был удостоен премии Premios Príncipe Felipe за прекрасное ведение бизнеса и быстрое развитие.
- Именно Чупа Чупс был первой конфетой, которую съели в космосе советские космонавты. Тогда весь мир наблюдал за леденцами, парящими в невесомости.
Зарождение легенды Чупа-Чупс
Идея создания карамельки на палочке принадлежит Энрику Бернату Фонтладосу. Прежде, чем стать основателем крупной компании Энрике работал на фабрике и участвовал в изготовлении варенья из разных фруктов. Но в 1958 году он дал начало зарождению легенды: сам построил уникальное оборудование, придумал название и начал производить и продавать дешевые полосатые конфеты на палочке. Первые годы продвижение бизнеса шло не очень успешно, не хватало хорошей рекламы.
Ситуацию исправил друг Берната – Сальвадор Дали, художник, который не требует представления. Бернат попросил Сальвадора придумать для его компании логотип. Пока друзья сидели в кафе и беседовали, гениальный художник прям на газете рисовал свое видение логотипа. Красивая надпись в цветочном узоре сразу понравилась Бернату. Кроме того, было принято решение разместить логотипа на упаковку. И совсем скоро этот логотип начал становиться все более узнаваемым. Этот логотип не менялся до 1988 года.
В основе – гигиена
В те годы среди испанских детей было популярно лакомство – конфеты в виде шариков. Но у них был большой недостаток – приходилось их доставать со рта, брать в руки. Разумеется, руки становились липкими, на них прилипала грязь, которая потом попадала и обратно в рот. Бернату пришла идея вставлять в конфеты вилку, но вскоре она была заменена на деревянную палочку. Это было дешевле и безопасней. Главная цель была достигнута – кушать конфеты стало удобно и руки оставались чистыми.
Первые производственные мощности изготавливали чупа-чупсы с семи разными вкусами. Качество продукта было на высоте, но и цена была довольно высокой. Но люди покупали и продукт становился все популярней, фабрика расширялась. В 1967 году был открыт новый филиал в Барселоне и один во Франции. За рубежом леденцы так же нашли популярность, и уже через год был открыт еще один завод во Франции.
В это же время было принято решение заменить деревянную палочку на пластиковую, что позволило снизить себестоимость продукции. В семидесятых годах компания постепенно завоевывает рынок Португалии и Италии. Во Франции было открыто еще два завода. Еще более стремительным и важным рывком в росте стало представление компании на японском рынке в 1977 году и в США в 1980.
Популяризация Chupa Chups
Ходить с леденцом во рту стало модно не только среди подростков и молодежи, но и среди знаменитостей. Так в 1987 году компания заплатила самой Мадонне за рекламу бренда. Так во время выступления она появлялась на сцене с леденцом за щекой.
Еще одной удачной рекламной кампанией было создание слогана “Smoke Chupa Chups”. В тот период правительство активно продвигало идею отказа от курения. Идея создания слоганов «Сосание не убивает», «Соси чупа чупс», «Хватит курить, соси» и другие отлично сыграли на популяризации леденцов среди взрослого населения.
Таким образом, к 1980 году девяноста процентов объема продаж леденцов составил именно экспорт. Заводы Чупа-Чупс были основаны в Германии в 1982, в Китае в 1994, в России в 1990, в Мексике в 1997. О конфетке на палочке знали в Европе, Азии и Америке.
Расширение ассортимента Chupa Chups
В 90-е было принято решение расширять ассортимент продукции. Так вышли в свет мятные леденцы Сминт, появились новые бренды Торнадо, Crazy Planet. Но диверсификация затронула не только увеличение наименований продукции и брендов. Компания успешно экспериментировала в направлениях бизнеса. Так был создан отдел лицензирования, который позволил использовать свой логотип на ручках, духах, игрушках, футболках, очках и т.д. К 2000 годам увеличение доходов позволило открыть заводы в Южной Америке и Южной Корее. На этот момент у компании насчитывалось 12 фабрик в девяти страна мира. Общий оборот почти достигал 500 миллионов евро.
Кризис и выход из него
Но как это часто бывает, с 2000 года компания начала испытывать кризис. Продажи начали стремительно падать из-за ряда проблем:
- Внутренний штатный кризис, который надломил систему менеджмента компании.
- Слишком крупные затраты, которые привели к большим долгам.
- Общий экономический кризис, который привел к падению спроса на продукцию.
- Общий оборот очень зависел от продажи всего нескольких наименований продуктов, среди которых на первом месте был сам чупа-чупс на палочке. Что касается других продуктов – компания не смогла конкурировать с другими крупными предприятиями, производящих аналогичную продукцию.
Было принято решение сосредоточиться на том, что лучше всего получается. Некоторые заводы были проданы, задолженности выплачены. В 2006 итальянская Perfetti Van Melle выкупила у наследников Энрике Берната компанию за четыреста миллионов евро. Сегодня Chupa Chups – это дочерняя компания известного итальянского гиганта. Каждый год производится больше семнадцати тонн леденцов за год на семи заводах, а леденцы все так же продаются в 150 странах.