Coca-Cola: история легендарного бренда
Краткое описание
Coca-Cola, впервые созданная по рецепту химика-любителя, как успокоительное средство, сегодня является любимым напитком миллионов людей от мала до велика.
Спросите у ребенка, что такое Coca-Cola, и он вам ответит, что это вкусный напиток, который родители разрешают только по праздникам. Спросите, что такое Кока-Кола у человека зрелого возраста, он скажет, что это вредный напиток, которым хорошо чистить устарелый налет и ржавчину. Как бы не относились к Коле, но то, что о ней знают все – это факт. Узнаваемый логотип, узнаваемый аромат и вкус Кока-Колы хорошо известны людям разных стран, возрастов и социального статуса. Сегодня эта компания оценивается в семьдесят миллиардов американских долларов, но мало кто знает, как долго шла компания к такому ошеломительному успеху.
Начало великой истории Coca-Cola
Автором гениального рецепта является Джон Пембертон, химик любитель, собственник маленькой фармацевтической компании, в прошлом капитан, которому после отставки со службы пришлось переквалифицироваться. В далеком 1886 году он переехал в Атланту из родного города Коламбуса, открыл там маленькую фармкомпанию, поскольку с самого детского возраста любил проводить различные опыты. Одним из экспериментов и стал легендарный напиток. Джон сварил его, пригласил своего бухгалтера в гости и тот, получив массу удовольствия от угощенья, посоветовал его продавать. Так в одной крупной аптеке начали продаваться первые порции Колы по 5 центов за один стакан.
Примечательно, что на производство напитка тратилось 70 долларов в год, в тот время как прибыль составляла всего 50 долларов. Каждый день покупали около девяти стаканов. В состав этого гениального шедевра входили листья коки и орехи колы. Первый компонент в те годы совсем не считался чем-то запретным. На ряду с морфием он использовался как средство для устранения нервных расстройств, обезболивающее. К слову, первое время Кока-Кола и была заявлена как лекарственное средство, снимающее усталость и стресс.
Автором названия бренда является тот самый бухгалтер по имени Фрэнк Робинсон, который первый отведал новинку. Кстати, он и написал название красивым шрифтом, который мы знаем сегодня. Название и шрифт имеют официальную регистрацию в бюро патентов. Многие конкуренты не раз пытались «украсть» идею, но компания успешно устраняла подобные попытки.
Новый рецепт. Сухой закон. Начало головокружительного успеха
Изначально Кока была негазированным напитком. Таковым она стала случайно, когда один посетитель аптеки страдая от похмелья, попросил смешать Колу с содовой. Он был в таком восторге, что совсем вскоре везде Колу только и пили в таком сочетании.
С 1886 года в Атланте начал действовать сухой закон, что сыграло на руку бизнесу Пембертона. Кола стала очень популярной и возникла острая необходимость в расширении бизнеса. Но у Джона не было финансовой возможности, к тому же его очень подводило здоровье. Поэтому он был вынужден продать рецепт и имеющееся оснащение нескольким партнерам, среди которых был и тот самый человек, впервые объединивший Колу и содовую. Имя его Венэйбл. Он стал владельцем 65% компании.
Тогда и стало известно, что в секретный рецепт входит множество ингредиентов: масло лайма, лимона, мускатного ореха, кока, экстракт апельсина, муската, ванильный сахар, масло цветов апельсинового дерева, кофеин. Кстати, рецепт был продан за 2000 долларов. Умер Пембертон в абсолютной бедности, даже не подозревая, какое будущее ждет его детище.
Если автором напитка является Пембертон, то отцом компании Кока-Кола можно считать талантливого и крайне предприимчивого Аза Кендлера. Именно он официально зарегистрировал компанию в 1893 году 31 января. Он неустанно совершенствовал рецепт, стараясь улучшить вкусовые качества и увеличить срок хранения продукта. Когда кокаин был признан наркотиком и была начата с ним борьба, Кендлеру удалось использовать в рецепте все те же листья коки, но с особой технологии изъятия из них кокаина.
Важные даты и знаменательные события из истории Сoca-Cola
Кендлера можно по праву считать гениальным маркетологом. Его «фишки» и гениальные идеи рекламной кампании не только повышали продажи, но и удивляли тогдашних бизнесменов. К примеру, он производил часы, календари, канцтовары с логотипом компании. Сейчас этим никого не удивишь, но тогда это было в новинку и действительно вызывало интерес у потенциальных покупателей. За всю историю бренда было множество значимых открытий:
- Так в 1916 году, Бэн Томас, вдохновившись модными тогда женскими юбками-годэ, изобрел ту самую узнаваемую стеклянную бутылку с талией. Его целью было создать совершенно новую форму, которую можно было бы узнать с закрытыми глазами. Уже к началу 1920, количество заводов, разливающих Колу в стеклянные бутылки, превысило тысячу.
- Однажды вручив бутылку Колы Санта Клаусу, компания закрепила в подсознании потребителя связь между Новогодними праздниками, Сантой и Кока-Колой.
- Кендлер придумал продавать Колу в автоматах. Он же предложил продавать ее в холодильниках. Его идеей было продавать ее в упаковках по 6 штук.
- Рассылка купонов на бесплатную бутылку Кока-Колы привлекала еще больше покупателей. Сувениры с ярким запоминающимся логотипом четко отпечатывались в подсознании десятков тысяч любителей этого напитка.
- Колу рекламировали известные актеры, общественные деятели и спортсмены. Бигборды, плакаты с логотипом бренда не оставались незамеченными. Каждый считал своим долгом попробовать этот модный напиток.
- Завоевав Америку, компания начала появляться за рубежом. Первыми Колу попробовали в Панаме и Кубе в 1906.
Может показаться, что успех был совершенно безоблачным, но были и сложности. В первую очередь, это многочисленные подделки напитка. Появлялись все новые подпольные заводы, что заставило компанию создать специальный поисковой отдел Пинкертона. В 1915 была изобретена особая контурная бутылка.
До войны Coca-Cola была известна в 44 странах. В военные годы компания отлично держалась на плаву. В 1958 году компания начала производство Фанты, еще через три года – Спрайта. В 1960 начался разлив Колы по жестяным банкам, в 1977 – пластиковым бутылкам объемом 2 литра.
Сегодня эта компания является самой известной в мире: 98% населения Земли знают этот бренд. Компания выпускает 200 видов напитков. Десятки крупных производств по всему миру, сотни тысяч работников, один миллиард продаваемых единиц каждый день – все это подтверждает ошеломительный успех. Пожалуй, только самые отдаленные племена никогда не слышали об этом напитке. Но это нисколько не мешает легендарному гиганту поддерживать безупречную репутацию.