Генри Форд — основатель автомобилестроения США
Краткое описание
Генри Форд: основатель «Ford Motor Company», изобретатель, бизнесмен.
Это имя, пожалуй, можно считать синонимом гениальности и предприимчивости. Имя Генри Форда слышали если не все, то большинство. Отец потокового автомобильного производства, успешный бизнесмен, автор 161 патента, выдающийся изобретатель. Целью его жизни стало сделать автомобили доступными для всех. И ему это удалось! Его детище – Ford Motor – работает по сей день под чутким руководством потомков Форда.
Детство, образование Генри Форда
Будущий гений появился на свет в далеком 1863 году 30 июля в США. Его родина – родительская ферма недалеко от Дирборна, небольшого городка. Его родители – иммигранты из Ирландии – имели шестеро детей. Жила семья по тогдашним меркам довольно неплохо, но Генри еще в детском возрасте понял, что тяжелый труд несоизмерим с доходами их семьи. Тогда он понял, что не хочет продолжать их дело.
Образование Генри получил в местной церковной школе. К слову, грамоте он практически не был научен и даже будучи состоявшимся бизнесменом, сталкивался с трудностями при составлении договоров. Впрочем, его это не сильно беспокоило. Ведь, по его словам, главное – не грамотность, а умение мыслить.
В 12 лет Генри впервые увидел экипаж, который двигался при помощи работы мотора. Тогда он на всю жизнь загорелся идеей самостоятельно изготавливать транспорт на двигателях. В 16 лет он сам поехал в Детройт и начал учиться механике в мастерской. Через 4 года вернулся на ферму помогать отцу, а по ночам занимался изобретениями.
Так он изобрел бензиновую молотилку, которая значительно облегчила работу отцу. Вскоре нашелся первый покупатель. Еще спустя некоторое время Генри продал свой первый патент Томасу Эдисону, в чьей компании позже работал.
Карьера Генри Форда
С 1891 по 1899 года Генри занимал должность инженера-механика на производстве Эдисона. Но все свое свободное время посвящал изобретениям. И в 1893 году он создал свой первый автомобиль. Руководители компании не разделяли взглядов Генри и вскоре он ушел с работы, после чего стал совладельцем автомобильной компании в Детройте.
Но и там он задержался ненадолго. Генри всячески старался привлечь потенциальных клиентов и инвесторов, но тогда его называли одержимым и высмеивали. Но когда в 1902 году парень обогнал в автогонках всех участников на своем авто, наконец, его восприняли всерьез.
В 1903 году мир узнал о компании Ford Motor. Тогда началось производство Ford A. Впервые автомобили производились на конвейере. Изобретатель всячески упрощал, стандартизировал и совершенствовал конструкцию авто, чтобы сделать его максимально комфортным, безопасным и надежным. Тогда Генри не раз сталкивался с конкуренцией и нахальством. Когда его идею неоднократно «похищали», он подавал в суд и выигрывал.
После несколько фирм купили у него лицензии и создали целую ассоциацию автомобилестроения. Позже эта ассоциация распалась после очередного скандального дела. Но Форд навсегда завоевал доверие потребителей и славу человека, до конца отстаивающего правду.
Настоящего успеха Генри достиг в 1908 году, когда началось производство Ford-T. Практичность, красивый дизайн и самое главное – демократичная стоимость – вот, что отличало эту модель от остальных. Первая цена этой модели составляла 850 долларов, а через 4 года – 550.
Генри постоянно старался максимально автоматизировать и удешевить процесс производства, изобретая новые установки и устройства. Позже он стал владельцем собственных рудников и шахт, и добился того, что весь цикл производства был под его руководством.
В результате он стал собственником настоящей империи, у которой не было конкурентов таких масштабов. В 1914 году его компания выпустила в свет больше 10 миллионов автомобилей. 7 из 10 авто, произведенных в США, были выпущены заводом Форд.
Генри был строгим, но щедрым и справедливым начальником. Он установил восьмичасовой рабочий день, внедрил оплачиваемые отпуска, один выходной. Зарплата у рабочих была до 5 долларов в день, что было довольно много. При этом он требовал строго соблюдать дисциплину, а за выпивку увольнял.
В военные годы его завод производил военную технику, подводные лодки, танки и экипировку. Но весь доход Генри отдавал в казну США, поскольку не хотел зарабатывать на кровопролитии.
В 1925 году Генри запустил компанию Ford Airways, которая занималась производством авиалайнеров. Всего за 6 лет было выпущено 199 пассажирских самолетов, которые были в эксплуатации вплоть до 1989.
Интересные факты о Генри Форде
Хотя самого Генри уже давно нет, но его дело и мысли до сих пор живы. И по сей день миллионам людей интересно узнать о нем такие факты:
- Свой первый дом Форд построил сам по собственному проекту.
- Однажды он подарил своей супруге часы, которые сделал собственными руками с нуля.
- Форд верил в теорию о реинкарнации и считал, что обязан своими успехами прошлым жизням.
- Форд был практически помешан не столько на профессионализме своих работников, сколько на их моральном портрете. Им запрещалось употреблять алкоголь, курить и даже танцевать.
- Долгое время отказывался производить автомобили любого цвета, кроме черного. Именно эта краска была самой долговечной.
- Генри Форд не ел мяса. Кроме того, он был ярым пацифистом и всячески пропагандировал мир, тратив при этом огромные деньги.
- Однажды он получил письмо от угонщика автомобилей, который был искренне восхищен Фордами и пообещал, что будет угонять только их.
- Форд не принимал на работу женщин. Исключения были крайне редкими.
Состояние Форда при жизни, включая все его имущество, оценивалось в 189 миллиардов долларов.
Личная жизнь Генри Форда
Генри женился в 1887 году на Кларе Брайант. Это был счастливый брак длиной в жизнь. Девушка была из простой семьи фермеров. На протяжении всей совместной жизни она поддерживала мужа, была для него надежным тылом и вдохновением.
Однажды Генри сказал, что согласился бы прожить еще одну жизнь только, если бы снова женился на Кларе. У пары родился единственный сын – Эдсел, который был директором компании после отца. Сегодня компанией управляет правнук Генри Форда.